Виктория Морозова освоила профессию крановщицы и ни разу не изменила ей

Когда Вика 12-летней девчонкой, напросившись с папой на завод, впервые попала в кабину мостового крана, у нее даже дыхание перехватило: вот бы и ей так научиться! С замиранием сердца наблюдала она с высоты, как плавно занимают предназначенное им место грузы, повинуясь отточенным движениям крановщицы. С этого мгновения ни о какой другой профессии она и не мечтала.

Отговаривала мама, был против папа, но Вика не могла расстаться со своей мечтой и, окончив 9 классов, отнесла документы в Новокузнецкое училище № 13, чтобы получить профессию машиниста мостового и козлового крана. Поставленные перед фактом родители смирились с решением дочери, а сама она за 28 лет работы ни разу не пожалела о своем выборе.

Рабочие будни

Смена на промкомбинате, где трудится Виктория Валерьевна Морозова на погрузке готовой продукции, начинается в 8.00, а заканчивается, как у всех, в 17.00. Пятидневная рабочая неделя, обеденный перерыв, комната отдыха – условия комфортные. Летом ежедневно ведется загрузка 13-15 автомобилей, зимой – 4-5. В морозы график работы может меняться, ведь уличные краны не работают при температуре ниже –20 градусов. Кроме загрузки автомобилей, козловой кран используется и для складирования готовой продукции, которую выкатывают из цеха.

Заступая на смену, крановщицы, а это, несмотря на сложность, все же женская профессия, обязательно расписываются в журнале инструктажей по технике безопасности. Правила они знают досконально, но лишнее напоминание не повредит, а подходить к рабочему месту без этого не стоит вообще. Поднявшись на кран, машинист первым делом должен выйти на ферму, чтобы осмотреть ее на предмет коррозии, механического повреждения, наличия необходимых механизмов и узлов. Только после этого он может занять место в кабине крана и ждать команды стропальщика, чтобы начать погрузку или разгрузку. Команды «майна», «вира», жест руки, указывающий направление движения, – знаковая сигнализация, руководство к действию для крановщицы. Рычаги, джойстики, кнопки в ее полном распоряжении, только делать все надо плавно и уверенно, что, конечно, приходит с опытом.

«Работа очень напряженная, отвлекаться нельзя. Надо уметь предусмотреть все варианты. Был как-то случай, когда я еще работала на заводе металлоконструкций в Новокузнецке, что один из захватов ослаб. Я предупреждала стропальщиков, да они отмахнулись: все в порядке. Начала поднимать толстый лист металла для сварки, он сорвался и упал на новый сварочный аппарат, превратив его в лепешку. Так что мелочей в нашей профессии нет. Полная собранность и неукоснительное соблюдение инструкций – и так каждую смену».

В редкие минуты передышки Виктория Валерьевна наслаждается высотой, которую совсем не боится. Убеждена, что сверху и небо, и земля другие, по-особенному красивые, и даже запахи там ароматнее.

Мы вместе – это главное

В этом ноябре Виктория Валерьевна отметила свой юбилей. Празднование было не по дате скромным, ведь муж Алексей, шахтер, доброволец, получив тяжелое ранение в зоне специальной военной операции, находится сейчас в госпитале в Москве. Убежденный патриот, он в 46 лет не смог остаться в стороне от защиты интересов своей родины на передовой. Даже получив увечье, он не собирается отсиживаться в тылу и надеется, что его опыт и умения еще пригодятся.

Вся семья – супруга, дочери-студентки – гордятся своим героем и всячески его поддерживают, Виктория Валерьевна уже дважды навестила его на лечении.

«Алексей не мог не пойти, как мы ни отговаривали. Ушел в июне, а в августе на луганском направлении был ранен. Он не падает духом, а мы рады, что жив. Тревога, конечно, не покидает, но главное – мы все вместе и мы все преодолеем».

Все еще впереди

Жизнь Морозовых после возвращения мужа с СВО, несомненно, изменится. Пока непонятно, как будут проходить любимые походы в лес за грибами и колбой, поездки на рыбалку, но однозначно останутся любовь и согласие в семье, большие застолья с родными в дни рождения и праздники, мини-огород и цветник на балконе, которыми так увлечена Виктория Валерьевна. Останется и любимая работа, и мечта побывать за границей, в странах Востока. Жизнь будет продолжаться во всех ее проявлениях. Пока же трудовые будни, наполненные ожиданием, радость от успехов дочерей и есть сама жизнь.

«Я очень люблю свою работу и горжусь ею. Наверное, это мое призвание. Управлять такой махиной, конечно, непросто. Ответственность колоссальная, всю смену – предельное внимание, ведь мы работаем в контакте со стропальщиками, любое неосторожное движение может угрожать их жизни. Коллектив у нас замечательный и в профессиональном, и в человеческом плане, поэтому работаем с удовольствием».