Эвелина Николаевна Порываева поделилась своим опытом участия в международном педагогическом проекте
Каждый ее день в Калтане расписан: сегодня ей надо встретиться с друзьями, завтра сестра принесет огурцы, надо засолить, послезавтра съездить в больницу, потом заняться подготовкой к очередной поездке. Она бывает в Калтане только летом, когда ребята на каникулах. А уже в сентябре ее с нетерпением будут ждать ее ученики, там, в школе-гимназии № 9 имени А. А. Рудаки в городе Ош, в Кыргызстане.
Наступил момент, когда ее жизнь стала настолько предсказуемой, что временами просто хотелось реветь. Школа, уроки, проверка домашних работ, сон – одно и то же день за днем – жить по такому сценарию Эвелина Николаевна не хотела.
Ох уж эти переломные моменты
«Я восемнадцать лет проработала в школе, когда Виктор Станиславович Дубовик предложил мне поменять сферу деятельности. Если честно, я вообще не раздумывала. Оказывается, любые, даже самые невероятные перемены – это настолько про меня, так интересно, круто! Буквально в одночасье я стала заместителем директора детского дома по воспитательной работе».
Детский дом не в привычном для постсоветского периода понимании, а что‑то абсолютно другое – вот каким становился калтанский «Аистенок» в период, когда им руководила Ирина Владимировна Комякова. Здесь менялось абсолютно все, а началось с расселения детей не по классам согласно возрасту, а по семьям. У ребят появилась возможность или даже понимание того, что же такое семья, где старшие заботятся о младших, несут за них ответственность, где порядок и уют в доме зависит от каждого.
«У нас был мальчишка, он все время бегал. Его то в Томске с поезда снимали, то в Новосибирске. Прошло время, дети стали жить семейными блоками. Как‑то на очередном совещании директор спросила, почему давно ничего о нем не слышно. Он все это время был дома, ходил в школу и на вопрос «Почему?» ребенок отвечал: «Бегать теперь незачем, у меня теперь и комната своя есть». Что нужно ребенку? Дом, семья, свое пространство – все это тогда мы смогли им дать».
История обновленного детского дома в Калтане продолжалась 11 лет. Всех детей вернули в семьи, отдали на усыновление, часть ребят выпустилась и продолжила учиться дальше. Детский дом в 2017 году был закрыт.
Новая история
Радушно принял Эвелину Николаевну коллектив школы № 18. Правда, за 11 лет работы не по специальности, квалификационная категория была утеряна, до момента ее подтверждения преподавать школьникам русский язык и литературу приходилось по низкому для педагога разряду. Это, конечно, расстраивало, но было поправимо – вопрос времени.
«У меня тогда было такое ощущение, что сзади рушится мост: любимая интересная работа осталась в прошлом, я уже не девочка, а впереди дом – школа, школа – дом, ухожу на работу – еще темно, возвращаюсь тоже по темноте. И так стало грустно оттого, что впереди, казалось, ничего интересного меня не ждет. И тут оказалось – нет, есть для авантюриста предложение: стать участником образовательного проекта „Российский учитель за рубежом“».
Проект «Российский учитель за рубежом» функционирует с 2017 года. Он реализуется в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Турции, Монголии, Египте, Эфиопии, Алжире, Вьетнаме, Сербии, Ливии, Сирии.
2019 год для Эвелины Николаевны стал точкой отсчета абсолютно новой истории. Сын был уже взрослым и самостоятельным, поэтому она с головой погрузилась в новую работу в тысячах километрах от дома.
— С 2017 года программа реализовывалась только в Таджикистане. В 2019 в нее добавился Кыргызстан, куда я и отправилась. Во-первых, мне нравился Иссык-Куль, а во‑вторых, кто знает, возможно, это мои корни. Моя сестра где‑то вычитала, что шорцы – это енисейские киргизы. Мой отец Чиспияков Николай Порфирьевич шорец по национальности. Вот оказалось, что кочевничий дух через несколько поколений дал о себе знать.
Первое время было непросто. Непросто было расстаться с родными людьми, в возрасте начинать все с чистого лица, Эвелину Николаевну все отговаривали, рассказывали страшилки.
«Мы плакали. Вообще, в Кыргызстане русский – это второй национальный язык. Но я попала в узбекскую школу. Наш класс хоть и был гимназическим, но русский язык знали и понимали пять-десять человек, в лучшем – половина класса. Остальные постоянно просили говорить помедленнее. Разный уровень подготовленности ребятишек к учебному процессу, другой менталитет, культура тоже давали о себе знать. В гимназических классах школьники учились по старым российским учебникам, которые сами по себе неплохие, но сложность в том, что все примеры там наши, герои, географические объекты тоже, а значит, значение каждого слова нужно дополнительно объяснять. Сложно было привыкнуть даже к их именам, правильному их произношению. Сейчас стал появляться новый комплекс учебных материалов, правда, он разработан только с 5 по 8 класс, но он есть не в каждой школе. Работаем с тем, чего хватило, но я не унываю. Первый год приходилось писать детям шпаргалки, где все вопросы падежей, склонения, спряжения, местоимения, все таблицы. У них тетради были все облеплены шпаргалками со всех сторон, корочки от которых они хранили по два-три года. Контрольный диктант – это вообще отдельная история. Часть детей справлялась с ним, остальным раздавала листочки с текстом с пропущенными буквами – им и это давалось непросто».
Трудности преодолимы
Далеко не все ребятишки хотят учиться – это не удивительно. Мотивировать, конечно, получается. Так и в этой истории, лучший показатель работы – успехи учеников.
«В этом году одной моей выпускнице пришло приглашение в вуз из Грозного, два брата Таировы поступили в Санкт-Петербургскую академию ФСБ, один мальчик собирался в Москву, другой продолжил обучение в Америке».
Немаловажным результатом профессиональной деятельности является и тот факт, что в этом году руководитель Общественного объединения «Улуу Журт» в Кыргызстане Рысбай Атабеков поблагодарил в числе других педагогов программы и Эвелину Порываеву (гимназия № 9 им. А.А. Рудаки) за многолетний труд в Оше и наградил нагрудным знаком «Лучший учитель».
«Скучно не бывает – каждый день преподносит тебе сюрпризы. Кроме преподавания ведь есть и много другого, чем мы занимаемся. С первого дня в Кыргызстане мы облюбовали местную библиотеку и проводим там много различных мероприятий, в том числе и патриотической направленности. В этом году, например, я и другие педагоги проекта «Российский учитель за рубежом» помогли организовать городской праздничный концерт «Войной начинается память», посвященный 79‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, который прошел в Государственном академическом узбекском музыкально-драматическом театре им. Бабура».
Педагоги проекта «Российский учитель за рубежом» принимали участие в Международной акции «Огонь памяти», организованной Общероссийским народным фронтом и Русским домом в Оше. В преддверии Международного женского дня школьники из разных стран под руководством педагогов проекта готовили творческие мероприятия для своих любимых мам, бабушек, учителей и одноклассниц.
Ольга Де, Марина Петрова, Эвелина Порываева и Наталия Сахарова помогли организовать встречу Совета женщин «Праздник женского очарования», которая прошла в областной библиотеке им. Т. Сатылганова в Оше. Всех мероприятий не перечесть. Не остается без внимания Эвелины Николаевны и методическая работа.
«Единственное, что сегодня меня огорчает, это то, что участие в программе имеет возрастные рамки. Я, конечно, к этой границе еще не подошла, но уже задумываюсь о том, а что же дальше. И тогда мне в голову приходит мысль о том, что с каждым годом к участию в программе добавляются все новые страны. Есть среди них и такие, куда учителя едут без желания. Я готова, готова в очередной раз начать все сначала».