Евгений Килин на шахте «Алардинская» трудится уже 35 лет
Он мечтал о том, что пройдут годы, он станет взрослым и два железных крыла поднимут его над землей. Но сесть за штурвал самолета так и не удалось. Судьба повела его иной дорогой, которая спускалась глубоко под землю. Через много лет он расскажет об этом в стихах.
Родился я и рос в шахтерском крае
И верил, что дорога в небо ждет,
Когда увидел как-то, что летает
По небосводу белый самолет.
И в детстве давнем, будучи мальчишкой,
Что совершу я свой полет, мечтал.
Читал запоем про пилотов книжки,
Во сне держался крепко за штурвал.
И на листках вычерчивал глиссады,
Учил все термины: закрылки, фюзеляж…
В уме выделывал по воздуху каскады,
Закладывая самолет в крутой вираж!
Но время шло, и что-то не сложилось:
Судьба крутой свершила поворот.
Все то, о чем мечтал, не получилось –
В мечту закрылась створка от ворот.
Из этого не стану делать тайны –
Предназначенье изменить нельзя.
Стал изучать пускатели, комбайны:
Меня ждала шахтерская стезя!
Мечта моя осталась лишь мечтою,
Не всем доступно в небесах летать.
Шахтером стал я, этого не скрою,
Ведь кто-то должен уголь добывать!
Его шахтерский стаж, конечно, гораздо больше писательского. После школы, следуя за мечтой, в летное училище он документы все-таки подал. Но не прошел профотбор.
«Такое бывает. А мечта летать действительно была у меня с самого детства. Я буквально зачитывался книгами о летчиках-героях. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого особенно запала мне в душу. Алексей Маресьев, Захар Сорокин для меня, обыкновенного мальчишки, были настоящими героями. Таким же, как они, хотел стать и я. Но эта мечта так только мечтой и осталась».
В итоге, чтобы не терять времени, он поступил в училище № 60 на специальность «электрослесарь подземный», а весной 1986 года отправился отдавать долг Родине в Вооруженных силах тогда еще Советского Союза. Два года службы в пограничных войсках в городе Находка Приморского края, возвращение домой, защита диплома и начало долгого пути под линию горизонта, пути, который длится уже более 35 лет.
Два десятка лет поэт
Первая проба пера случилась в 2003 году. Евгений вспоминает, что тогда сын попросил его помочь с домашним заданием. Сочинить стихотворение на тему «Золотая осень» человеку, чья профессиональная деятельность далека от романтики, на удивление оказалось совсем не сложно.
«Помню, у меня ушло на создание четырех четверостиший буквально полчаса. На следующий день, когда сын вернулся из школы, я, конечно, спросил: «Что поставили?» Он сказал, что «три», потому что, по мнению учителя, он сочинил это не сам, а откуда-то списал. С тех самых пор я и пишу стихи обо всем: о природе, службе в армии, о работе, конечно. Книжки своей пока нет, но в газете «Горняцкая солидарность» их печатали, постоянно выкладываю что-то новенькое в „Одноклассниках“».
В земле глубокой уголь залегает,
Его добыть – задача нелегка!
И вновь земные недра пробивают
Натруженные руки горняка!
Рычит комбайн, резцами в пласт вгрызаясь,
И метр за метром продвигается вперед.
Сдается уголь, на конвейер осыпаясь,
Потоком черным на-гора течет!
Но не всегда в забое все идет так гладко:
То ленты рвутся, то движки горят…
Но, устраняя дружно неполадки,
Мы продолжаем выполнять наряд!
Угля добыто, метров пройдено немало,
Взгляд на часы – ну все, домой пора!
И, не спеша, походкою усталой
Выходит наша смена на-гора.
В лицо дохнул порывом свежий ветер,
А солнце светит так, что режет глаз!
Спешим домой, в семью, к жене и детям,
Ведь там всегда ждут каждого из нас!
В забоях шахтных всякое бывает:
Метан вдруг выскочит, а то и «борт» уйдет…
Стальною хваткой сердце страх сжимает,
И прошибает лоб холодный пот…
Но, несмотря на жизни передряги,
Страх победив и волю сжав в кулак,
Идут в забой шахтеры-работяги,
Ведь нет породы крепче, чем горняк!
Мировой наставник
Свой профессиональный путь он начинал на добычном участке № 1. Заочно окончив с красным дипломом горнотехнический колледж, Евгений по производственной необходимости замещал в должности помощника механика, механика проходческого участка.
Без дела в шахте электрослесарю сидеть не приходится, ведь он отвечает за исправную работу любой техники под землей.
«Время не стоит на месте. Современная техника разительно отличается от той, с которой приходилось работать лет двадцать, даже десять назад. В чем-то ее обслуживание стало проще, в чем-то наоборот. Раньше, например, комбайны ГПКС использовались – они как-то попроще были, поменьше и не такие мощные, а соответственно, и напряжение меньше. Сейчас напряжение 660 вольт я даже не знаю, где используется. У нас в забое уже 1 140 вольт. Ничего нового не боимся, если возникает такая необходимость, быстро разбираемся, учимся и, конечно, учим других, в том числе и молодых».
Главное, чему на протяжении многих лет учит опытный наставник начинающих шахтеров, в отличие от техники, со временем не меняется. «Неукоснительно соблюдать технику безопасности!» – твердили ему в свое время старшие товарищи. Эту прописную истину он и старается вложить в неокрепшие молодые умы. Только потом идет обязательное знание всей шахтовой техники, алгоритма поиска неисправности.
«Мне не жалко делиться своими знаниями, приобретенными с опытом. Я понимаю, что если разбираться в чем-то буду только я, то я один и буду работать, а мне проще, когда рядом есть надежный напарник. Лично для меня хороший наставник – это профессионал своего дела, который при этом достаточно просто, ни в коем случае не давя своим авторитетом, общается с людьми. Но в то же время он не должен идти на поводу у наставляемого, быть твердым и не допускать панибратства».
В этом году Евгений стал участником корпоративного форума наставников. Сначала, признается, думал, что будет довольно скучно, но оказалось все наоборот. Обмен опытом с коллегами, рождение массы новых идей, решение нестандартных задач, увлекательное и познавательное времяпрепровождение.
Выбираться на природу, к сожалению, удается не так часто, как хотелось бы, даже несмотря на то, что дети уже давно стали взрослыми. Сын Максим работает в крупной IT-компании в Санкт-Петербурге, дочь Ольга – педагог в областной столице.
Жизнь для Евгения – как длинное путешествие, когда за окном постоянно меняется картинка и все время открываешь для себя что-то новое. Неизменным для него остается только одно: щемящая тоска где-то внутри, когда над головой пролетает самолет.
Автор: Т. Василишина